Публичный отчет директора школы МБОУ «Чуманкасинская СОШ»
за 2012 год.
Прошлый год для всей широкой общественности был насыщен обсуждением и принятием нового Закона «Об образовании».
Поэтому мы поставили перед собой задачу – отразить в докладе всю работы школы в рамках нового Закона «Об образовании» и Положения о публичном докладе /отчете/ школы.
Функционирование образования в МБОУ «Чуманкасинская СОШ» в истекшем учебном году была определена и внутренними условиями и факторами. С одной стороны – количество населенных пунктов, которые входят в зону охвата обучением детей школьного возраста значительно возросло и оно составляет 13, а подвоз детей организован из 9 деревень и сел. С другой стороны- близость райцентра и возможность быстрого передвижения расширили возможность выбора нашими учащимися дополнительных занятий после уроков в ФСК «Сывлах» и в школе искусств.
Сегодня значительная часть родителей продолжают работать в родных хозяйствах СХПК им В.И.Чапаева и В.И.Чкалова, на предприятиях и организациях районного центра с. Моргауши. Мужчины в возрасте 20-50 лет продолжают выезжать на заработки за пределы Чувашской Республики. Их число достигло 27 % от общего числа родителей. Именно эти группы родителей предлагают школе более разнообразные образовательные запросы, и они готовы оплатить дополнительные виды образовательных услуг, как хореография, изостудия, игре на музыкальных инструментах, обучения на оператора ПЭВМ и т .д.
Демографическая ситуация на территории, входящей в зону подвоза детей в школу, стабилизировалась. Рождаемость в прошлом году по Чуманкасинскому сельскому поселению составила 30 детей .
К внутренним условиям которые повлияли на развитие образования в школе, стали проводимые научно-практические семинары с преподавателями высших учебных заведений, семинары- совещания и занятия директоров, заместителей директоров и учителей предметников Моргаушского района на базе Чуманкасинской школы.
Сегодня в школе обучается 212 учащихся. Всего 12 классов –комплектов. Средняя наполняемость классов составляет 17,6 учащихся. На одного учителя приходится 8,4 детей школьного возраста. По району они составили соответственно - 14,3 наполняемость , 10 учащихся на 1 учителя.
Управление школой, в соответствии с Уставом школы, осуществлялось общешкольным собранием, Управляющим советом школы. Всего в прошлом году проведено 2 общешкольных родительских собрания, 4 заседания Управляющего совета. На них решались вопросы улучшения качества обучения, организации питания, укрепления материально- технической базы, обновления учебников школьной библиотеки, стимулирование труда работающих педагогов и т д.
В соответствии с лицензией, полученной на бессрочной основе в 2012 году, школа реализует образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Дополнительно с 9 по11 классы учащиеся по заявлению родителей обучались предмету «Трактор и сельхозмашины». По завершению курсов обучения 5 выпускников получили свидетельства тракториста категории «В»,»С»,» «Е».
Занятия в школе велись в одну смену. Продолжительность урока в 1 –ом классе составила 35 минут, в последующих классах – 45 минут.
В учебном плане школы количество предметов, отведенных на преподавание отдельных предметов соответствовало количеству часов, определенных базисным учебным планом.
В 1-ом и во 2-ом классах обучение было организовано по новым федеральным государственным стандартам. Изучение английского языка велось со 2-ого класса. По учебному плану в 9-ых классах организовано предпрофильная, а в старших – профильная подготовка по универсальной программе. В качестве углубленного изучения учащимися выбраны предметы : русский язык, математика, обществознание, биология
Текущий контроль осуществлялась учителями по 5-и бальной системе. Промежуточный контроль в 2-11 классах осуществлялась по предметам математика, русский и чувашские языки.
в начальных классах математика, русский язык, родная литература
Освоение общеобразовательных программ в 9-ых и 11-х классах завершилось обязательной итоговой аттестацией.
Нужно отметить, что были проблемы с подготовкой к ГИА и ЕГЭ. Некоторые учащиеся пропускали уроки, при изучении новых тем и практических занятий, неаккуратно посещали консультации, которые учителя проводили бесплатно после уроков. Они отразились на итогах сдачи государственных экзаменов. Обучение по предметам велось 26 учителями предметниками. Все они являются профессионалами своего дела. Из них 17 имеют первую квалификационную категорию, 6 из них аттестовались в 2012 году, 2 в начале этого года.
Средний возраст педагогических работников составляет 43 года.
Школа располагает достаточной учебно-материальной базой, учебниками, техническими средствами обучения. Всего в школе насчитывается 28 компьютеров, 3 ноутбука, 6 принтеров, 4 передвижных и стационарных экрана , имеются в наличии копировально -множительная аппаратура, видеокамера, цифровой фотоаппарат и т.д.
Полностью комплектованы рабочие места учителя для внедрения нового стандарта обучения в 1 и во 2 классах. Все классы в основном здании подключены к сети интернет.
Для организации оздоровительной работы закуплено спортивного оборудования на сумму 99 тыс. рублей.
Школьная библиотека в прошлом году пополнилась федеральными учебниками на сумму 217тыс 327 рублей. Из них 118тыс 329 руб за счет средств родителей.
Книжный фонд библиотеки насчитывает 7239 учебников и 12376единиц справочной, методической и художественной литературы.
На развитие школы финансовые средства выделялись как из республиканского, так и местного бюджетов. Из республики они составили 166,тыс 100 руб, из местного бюджета на содержание здания, освещения, отопление выделено 973 тыс 200 рублей.
Всего внебюджетные средства школы составили 555,9 тыс. рублей. Из них 533 тыс 300 руб. направлены на закупу продуктов питания для школьной столовой, организацию питания школьных команд, выезжающих на олимпиады, спортивные соревнования. Заработанные средства на уборке картофеля 22 тыс 600 рублей , получены в натуральном виде ( 4,5 тонны картофеля для организации питания), 21,0 рублей выданы учащимся по списку, 10,0 рублей направлены для организации и проведения внутришкольных мероприятий.
Большое внимание в школе уделяется организации питания учащихся. Известно, что дети, получающие горячее питание в условиях школы, меньше устают, у них на более длительный срок сохраняется высокий уровень работоспособности и выше успеваемость. В связи с этим мы ставили задачу – добиться 100% охвата школьников горячим завтракам.
В 2012 году и сегодня в школе установлен горячий завтрак – для начальных классов после 2-ого урока, для 5-8 классов - после 3-его урока, для 9-11 классов – после 4-ого урока.
После первого урока для всех учащихся установлен завтрак с булочкой с чаем.
Стоимость горячего завтрака из трех блюд в прошлом году составила 20 рублей, чай с булочкой -8 рублей. Качество питания постоянно контролируется школьной бракеражной комиссией, медицинским персоналом, специалистами роспотребнадзора и ветеринарной службы.
Охват горячим питанием составил 89 %, а с 1-го по 8 классы он составляет 96%.
Наша школа является базовой школой. За последние годы по республиканской целевой программе удалось значительно обновить учебно-материальную, лабораторно-технологическую и спортивную базу. Благодаря имеющейся базе учащиеся имеют возможность заниматься по профильным направлениям: знакомятся с рынком труда, проходят тестирования на выявление профессиональных интересов и способностей, углубленно изучают предметы, необходимые для получения будущей профессии.
Участвуя в республиканской программе «школьный автобус» мы создаем условия для развития творческих, интеллектуальных, спортивных способностей детей.
В школе создана многоуровневая система развития одаренных детей. Интеллектуальные и творческие конкурсы в начальных, в средних и в старших классах, индивидуальные формы подготовки к олимпиадам, к научно-практичексим конференциям, профильные смены в лагерях, стипендии победителям олимпиад и конкурсов – все эти меры обеспечивают равные условия для открытой конкуренции среди детей. По итогам года мы выявляем лучшего ученика года. Проводимые недели «пятерок», предметные недели позволяют всем проявлять свои творческие, интеллектуальные способности.
В прошлом году на базе Чуманкасинской средней общеобразовательной школы проводился семинар директоров школ Моргаушского района по проблемам работы с одаренными детьми. В работе семинара принимали участие преподаватели Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева и Чебоксарского кооперативного института.
Совместная работа с ВУЗами республики позволяет нашим учащимся более глубже освоить профильные предметы.
Ежегодно растет число участников олимпиад на школьном и районном уровнях. В 2012 году каждый третий учащийся участвовал в различных интеллектуальных состязаниях, 7 учащихся стали победителями и призерами по английскому языку, чувашскому языку и литературе, обществознанию, экономике, физической культуре .
Уровень образования, полученный в школе, позволяет нашим выпускникам сделать правильный выбор будущей профессии.
В прошлом году из 12 выпускников 6 поступили в высшие, 3 в средние, 3 в начальные профессиональные учебные заведения.
Нас радует то, что выпускники выбравшие тот или иной путь профессионального обучения, в дальнейшем продолжают работать по избранной специальности.
Например, если в 2007 году школу закончили 30 учащихся, из них 13 поступили в высшие учебные заведения и продолжают сегодня работать по избранной специальности. 2 из них , Сергеева Надежда и Маркова Олеся были награждены серебряными медалями, Маркова Олеся закончила Московский полиграфический институт. 11 выпускников 2007 года закончили техникумы
Стало традицией, на встрече с выпускниками школ мы предоставляем слово нашим выпускникам разных лет. В прошлом году о своей учебе, о студенческой жизни рассказали наши выпускники и выпускницы:
- Иванов Алексей – студент факультета журналистики ЧГУ им И.Н.Ульянова;
- Иванова Екатерина – студентка Чебоксарского кооперативного института;
- Петрова Алиса – студентка факультета иностранных языков ЧГПУ им. И.Я.Яковлева;
- Игнатьева Екатерина – студентка инженерно-экономического университета;
Павлова Ольга- студентка факультета журналистики ЧГУ им И.Н.Ульянова; и многие другие.
Мы считаем , что каждый выпускник школы должен уметь найти себе применение в любой сфере. Он должен иметь универсальную подготовку, быть коммуникабельным. Иметь стремление к активной жизни в обществе, уметь самосовершенствоваться, ставить перед собой цели и уметь решать их.
Именно эти качества стремится формировать наш коллектив в каждом воспитаннике с момента поступления в нашу школу.
В 2012 году педагогическим коллективом значительное внимание уделялось созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Положено начало формированию здорового образа жизни учащихся, включающей уроки в неурочную деятельность., проведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий. В прошлом году оборудован медицинский кабинет и на него получена лицензия. В учебную программу школы введены 3 часа занятий физической культурой в неделю. , 3-ий час отводится на игровые виды спорта.
Для обеспечения 6-8 часовой двигательной активности ежедневно в школе проводятся гимнастика, физкультминутки, подвижные игры.
В 2012 году проведено много общешкольных спортивных мероприятий. Традиционным стало проведение конкурса «Самый спортивный класс». По итогам года победителем стал 8 класс / классный руководитель Васильева В.Г.
Работа по оздоровлению детей продолжается и в летний период. Только в пришкольном оздоровительном лагере укрепляли свое здоровье 80% учащихся. Наряду с этой формой организации оздоровления , действовали профильные лагеря - 3 направлений. / художественно-эстетическая, спортивная, экологическая/ В них было охвачено150 детей. Через центр занятости были трудоустроены и они получили бесплатное питание в летний период 40 учащихся. В загородных оздоровительных лагерях отдохнули 30 учащихся. Организация оздоровительной работы позволила значительно сократить пропуск уроков учащимися по болезни, стабилизировалась ситуация по заболеваемости по таким параметрам как, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечным заболеваниям.
Эта работа будет продолжена и дальше. Наша школа является Ресурсным центром за здоровый образ жизни и мы будем распространять свой опыт среди школ района и Республики.
В работе школы важное значение имеет деятельность Управляющего совета школы и Попечительского совета.
Сегодня эти формы управления школой претерпевает серьезные изменения. Принятие нового Закона «Об образовании» позволит им более активнее принимать участие в решении вопросов по расходованию внебюджетных средств школы, согласовать решения по расходованию бюджетных средств, принять решения по режиму работы и жизни школы, по основным хозяйственным вопросам и решению кадровых вопросов.
Сегодня ключевым вопросом для всех образовательных учреждений как района ,так и республики является эффективное использование бюджетных средств. Если в бюджете Чувашской Республики на содержание одного обучающегося в 2013 году в среднем предусмотрено 38 тысяч 134 рубля, то по нашему району расходы на одного обучающегося в 2012 году составили 45 тысяч 750 рублей.
По нашей школе они составили 40 тысяч 624 рубля, а в соседней Тораевской средней школе он составил 52 тысячи 473 рубля, разница в 12 тысяч рублей.
Вопросы эффективного использования средств мы должны решать вместе с Управляющим советом. Сегодня пересматриваем штатное расписание школы. Все работники школы уведомлены о предстоящем сокращении штатов с 1 марта этого года. На депутатской комиссии района мы добились включения нашей школы в программу энергосбережения. В Этом году запланировано установление блочной котельной рядом со зданием школы, которая будет отапливать только школьные помещения. Это позволит сэкономить около 500 тысяч рублей в год. С администрацией района есть договоренность о включении нашей школы в Программу реконструкции и переоборудования школьной столовой. Если эта программа заработает в Чувашской Республике, то мы можем получить около одного миллиона рублей на обновление школьной столовой.
Уважаемые родители!
Несмотря на значительную работу по обеспечению доступности качественного школьного образования, существует ряд проблем, требуемых решения в 2013 году.
Из –за отсутствия учителя физики, мы вынуждены были передавать эти уроки учителям математики, которые окончили физико-математический факультет ЧГПУ им. И.Я.Яковлева по специальности «математика». Уроки географии, после аттестации школьной комиссией, ведут учителя истории. Мы планируем в этом учебном году до 1 сентября решить эти проблемы, направляя наших учителей, ведущих эти предметы, на курсы переподготовки в ЧРИО.
В целях повышения профессионального уровня педагогов, ведущих предметы по обязательным экзаменам ГИА и ЕГЭ, учения администрация школы направила на специальные курсы повышения квалификации. Такие курсы прошли Павлова Тамара Алексеевна, Федорова Валентина Энгельсовна, Васильева Альбина Вячеславовна, Кузьмина Светлана Алексеевна, Васильева Валентина Геннадьевна, Мясникова Надежда Михайловна и др.
Одним из неиспользованных ресурсов для сельских школ остается отсутствие деятельности, приносящий доход. У нас все еще остается в обиходе понятие «собирать деньги с родителей». Мы понимаем, что деньги нужно не собирать, а их нужно зарабатывать. Все прекрасно знают, что за хорошее образование надо платить.
Мы, сотрудничая с Чебоксарским кооперативным институтом пытались с ноября месяца 2012 года организовать курсы довузовской подготовки для 11-х классов и курсы для подготовки к ГИА – для 9–х классов. На первое занятие к нам приехали преподаватели с кандидатской и докторской степенями. Однако , из-за непонимания родителей( отсутствие денег за обучение) эти курсы не состоялись .
Здесь я хочу разъяснить , мы учителя, подготовку к ГИА и ЕГЭ ведем по специальной программе. Учителя занимаются с детьми после уроков бесплатно.
Пока мы не поняли, что эти экзамены нужно не только сдавать , но получить на них высокие баллы. Об этом говорил и глава Республики Михаил Игнатьев в своем послании Государственному Совету Чувашской Республики. В 2012 году принят указ, предусматривающий дополнительные стипендии выпускникам школ Чувашии, набравшим на едином государственном экзамене по физике и математике 75 и более баллов и поступившим в учреждение профессионального образования. Средний балл по математике у нас в прошлом году составил 57,25, а по району52,6 балла. Здесь довузовская подготовка была бы дополнительным подспорьем для получения высоких баллов.
Сегодня у нас есть все условия для оказания дополнительных образовательных услуг по изучению «Трактор и сельхозмашины» - после уроков, иностранного языка, информатики, хореографии, изобразительного искусства, игре на музыкальных инструментах.
Нам всем нужно постепенно менять менталитет, основанной на принципе: «школа должна», и «школа обязана». Необходимо перейти на новые категории- «если мы хотим улучшить работу школы, мы это должны сделать сообща».
В завершении, хочу еще раз привести слова Главы Республики Михаила Игнатьева:
2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей среды. Понятие «окружающая среда» включает в себя не только природные, экологические аспекты, оно гораздо шире. Я думаю, что каждого из нас и общества в целом особенно важным является сохранение «экологии души», основанной на базовых принципах морали и нравственности- сердечной теплоте, доброте, отзывчивости, уважения к другим людям, честности, готовности к самопожертвованию. Как бы ни было трудно, мы должны их сохранить. Ради себя, ради своих детей, ради будущего Чувашии. Чтобы в душе каждого человека свет победил тьму, а добро победило зло, нужно трудиться на благо Родины, жить по закону и по совести. Только в этом залог нашего будущего успеха!
Спасибо за внимание.
14 марта д.Одаркино
Р Е Ш Е Н И Е
общешкольного родительского собрания МБОУ «Чуманкасинская СОШ»
Заслушав и обсудив публичный доклад директора школы о работе за 2012 год, общее собрание родителей решает:
1. Отчет директора МБОУ «Чуманкасинская СОШ» Васильева Валерия Михайловича о работе за 2012 год одобрить и считать совместную работу педагогического коллектива и родительской общественности по реализации Программы развития школы удовлетворительной.
2. Отметить , что работа школы в 2012 году была направлена на обеспечение качественного и доступного образования. Об этом свидетельствуют итоги промежуточных аттестаций, государственной итоговой аттестации, единых государственных экзаменов, результаты участия на Всероссийском этапе предметных олимпиад, научно-практических конференций, дистанционных олимпиадах.
3. Считать основной задачей в 2013 году дальнейшую переподготовку кадров, создание ресурсного центра профильного обучения по социально- гуманитарному и химико-биологическому направлениям.
4. Создать комфортные условия образования и пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся и родителей.
5. Предоставить родителям, учащимся услуги общего и профессионального образования с учетом социальных и материальных условий школы.
6. Продолжить совместную работу педагогического коллектива и родителей по обновлению и обогащению материально-технической базы в соответствии с современными требованиями Закона «Об образовании».